Игорь Коломейцев
Врач-эпидемиолог, патентовед, писатель
«Жизнь творит порядок, но порядок не творит жизнь»
Сент-Экзюпери
Проблема социальной регуляции сообщества на форумных площадках Интернета, возникает всякий раз, когда длительность общения обретает хронологическую структурированность участия в сообществе. Ветераны и юниоры форума, просто завсегдатаи и случайные проходимцы, каждый вносит свою лепту в копилку проблем общения. Не в последнюю очередь вмешательство человеческого фактора системной модерации на базовом ресурсе, внедряет свою толику возмущения в форумное сообщество, объявляя новые правила участия или без объявления оных, решает свои проблемы. Частотная встречаемость вопросов по данной проблематике и их возрастающая актуальность, касающаяся любых реконструкций квазиоткрытых сообществ, предмет особого внимания современной психологии и социологии. Но фактически проблема носит более глубокий междисциплинарный статус, как имеющая практическую и теоретическую значимость для всех участников Интернета связанных по сути единым социогуманитарным знанием. Уровень образованности и грамотности в рамках этого знания постоянно нуждается в возобновлении, поэтому данная статья посвящается упорядочению основных понятий связанных с надындивидуальным взаимодействием стихийных и произвольных организационных структур.
Основным понятием, структурных рассуждений о человеческом поведении, является биосоциальность человека. «Биосоциальность - это имманентное свойство организмов, заключающееся в способности устанавливать и поддерживать взаимодействия с конспецификами (представителями своего вида) на разных уровнях интеграции» - такое широкое междисциплинарное определение данное В.В. Иваницким, в его фундаментальном труде посвященным одному лишь только понятию биосоциальности. Этому определению в 2004 году будет только 20 лет, это иллюстрация глубины систематического познания данного предмета на научном уровне знания. Не смотря на то, что учение Дарвина-Уоллеса давно нашло место человеку в едином эволюционном процессе жизни на Земле, поведение человека было и остается во многих дисциплинах глубоко идеализированным, даже в целом ряду духовных и светских наук считается надсистемно пронизанным сознанием. Как бы не было привлекательно социолого-философское обоснование исключительной сознательности человека, реалии таковы, что «совместная жизнь в животном царстве не составляет случайного явления,…, а напротив - нормальный, постоянный и всемирный факт», что доказано еще А.Эспинасом в конце девятнадцатого века. В зависимости от задач, стоящих перед специалистами, понятие биосоциальности, уточняется через другие понятия, чаще всего, как социальное поведение, но используются и другие термины (общественное, групповое, коллективное, кооперативное и т.п.). Когда перед обществом встают вопросы реконструкции и решение задач распределяется между членами общества, социальное взаимодействие принято считать кооперативным, т.е. содействием, тогда как полярное ему противо-действие, есть ничто иное, как конфликт. Если для взаимопонимания при решении задач содействия можно ограничиться представлениями о сознательном регулировании, традиционно понимаемом нами, как социальное поведение человека, то для разрешения конфликта все-таки необходимо напрямую обратиться к биосоциальной сущности человеческого поведения. Т.е. в целом ряде случаев налицо идеалистичность понятия о социальном поведении, что чуждо предмету этологии. Социальное поведение есть взаимодействие. Не всякое взаимодействие есть социальное поведение. Этот рубеж между собою делят две науки - этика и этология. Предмет этики - развитие и воспроизводство взаимоотношений с определенным, ограниченным кругом конспецификов. Предметом изучения этологии являются социальные системы, для которых всякое взаимодействие, является собственной спонтанной активностью, включающей все многообразие поведенческих взаимодействий. Смежность тематики разделяется, таким образом, через объем понятий, вкладываемых в определение, что такое социальное поведение. И тем самым, устанавливается неслучайное распределение его структуры, таких как феномены общения (всего того, что происходит с индивидуумами внутри сообщества) и локальными структурообразующими факторами, включающими индивидуума в члены сообщества (социетация). Но это и слабое место обоих дисциплин, это система взглядов, концептуальность, при всей привлекательности методологических и эпистемологических основ, это отсутствие самостоятельного учения. Очевидно, эта проблема в будущем непременно будет решена, в рамках одной науки, ультраметасистемы - нормальная этология человека. Индивид, будучи включен в какое-то сообщество, принадлежит ему, изначально как неофит, положение которого зависит от условий включения, спонтанных или подконтрольных. Срок пребывания в рядах членов сообщества, соответствует такому биологическому понятию, как взросление. Взрослость устанавливается двумя основными путями: инициацией посвящения сверху (регламент, традиция и т.п.) и самостоятельно добывается место в сообществе. Привилегией взрослости является создание или преодоление барьеров изоляции, как физической, так и социальной (борьба за место под Солнцем, в Интернете стала борьбой за место для собственных текстов). В биологическом (экологическом) смысле сообщество само становится фактором межпопуляционных различий, и насколько такая подстановка смыслов уместна, то и межфорумных отличий. С этой позиции любой ресурс WWW, как объект ноосферы, всего лишь специфическое место обитания продвинутых индивидуумов, и как любой другой ареал обитания, навсегда вовлечен в эволюционный популяционный передел. Тем динамичнее этот процесс, чем выше плотность населения Интернета популяциями форумчан, т.е. выражаясь метафизически, оболочками текстов. Социальные потребности индивида - в общении, признании и принадлежности, посредством новых технологий смещены в техносферу, область малоисследованную человечеством на предмет выживаемости. В первую очередь выживаемости отношений «человек - человек», «человек - группа», известным организационным формам сообществ. Тогда, как уже появился новый класс отношений «человек - бот». Пока регуляция подобных внутриорганизационных отношений опирается на традиционные представления о регулировании поведения, введением внешней модерации по прописанным правилам. В тех случаях, когда отношения в форумной организации-обществе не подпадают под рамки модерации то неформальные ассоциации и коалиции группируются вокруг избранных тем текстов, составляющих основную ценность общения. Неформальные ценности составляют норму поведения стихийных сообществ, через текстуальные свидетельства нарабатывающих собственную шкалу престижа, иерархию лидерства. Смыслы, вкладываемые в тексты, как и смыслы речевых высказываний, являются единственным критерием самоотнесения индивидуума к сообществу и одновременно собственной инструкцией по шкалированию форумной иерархии. Степень институциональной организации сообщества, задает совокупность руководящих моральных начал и выраженность их изначальной устойчивости. Цель деятельности сообщества декларированная через убедительные вводные тексты, обеспечивает собственную устойчивость в понятности инструктивных указаний. Пока не изобретено других эффективных путей построения социальной солидарности, как вступление в институты регламентирующие свою деятельность. Тем не менее, всегда актуальна проблема противоречия между нормами, определяющими цели деятельности организации, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей индивидуумом. Биосоциальное начало человека самый устойчивый критерий выживания в его непрерывности, самая главная его норма в протестном преодолении границ разного рода, в том числе и законных. Особенно тех, которые носят, характер санкций, оценок и предписаний, биосоциальность требует добиваться признания и положения в обществе, а эта шкала квазиоткрытая, это даже не шкала, а пространство решений. Поэтому вполне определенным фактом является наличие полного спектра участников представляющих собственную индивидуальность текстов от полной аномии (отклоняющееся поведение при невозможности достижения целей законным образом) до морального подвижничества и этического аскетизма. Резюмировать вышесказанное призывами к возрождению всеобщей нравственности можно, но прагматика продвигающихся технологий общения все чаще вычленяет эпизодичность подобных призывов, как дилетантизм в понимании проблем речевого поведения. Для непротиворечивого преодоления, запутанной системы речевого общения, посредством форумных текстов, нужны четкие и вразумительные постулаты. Иначе изобретательные носители языка, добиваясь своих целей, отстраивают такие планы выражения мыслей, чувств, фактов, пояснений, пожеланий, включающих десятки нюансов, на которых зацикливается внимание неподготовленного «этического фактора». Поведение в системе «язык-человек-речь-текст» простым быть не может, поведение систем «язык-люди-речь-тексты» усложняется в разы с включением в сообщество нового члена, и как это не парадоксально с выбытием участника система снова усложняется. В заключение остается добавить, что сам по себе форумный текст, это внеречевое вещественное свидетельство коммуникации и отделенный от автора звучит по разному. Поэтому этическая оценка такого текста сама должна быть основана на постулатах искренности и мотивированности высказывания. Преодоление биосоциальных противоречий общения требует знаний и общей культуры, но сам процесс общения, был, есть и остается творчеством. Одаренность творческой интуицией, наделенность талантом подвигают авторов к сочинению текстов не по прописям научных трактатов, а по вдохновению, ориентированному по нечетким параметрам творческого импульса и смысловых координат. Разрывная неопределенность координат между абсолютной и относительной истинами неизбежно ведут к индивидуальным или групповым ошибкам. Ошибкам от незнания, неумения, пристрастия, а чаще всего по инерции. Письменность, тексты это инструмент нахождения понятийного горизонта, нивелирующий неопределенности всех видов взаимодействия человеческого общества. Но вполне очевидно, что принцип неопределенности применим и к текстам, ведь каждый текст, это материальная частица всеобщего знания. Квантование знания наблюдателями за текстами, в рамках читательского адреса, вносит дополнительную неопределенность именно через творческое их понимание. Каждый индивидуум носитель собственной модификации знания, пытающийся навязать интеграционное внедрение своего текстуального модуса кругу избранных конспецификов. Единственная имеющаяся определенность, постулированная вступлением в ряды специализированного сообщества, размывается очередным творческим импульсом. По-другому и быть не может, ведь процессуально биосоциальность - это, прежде всего эволюция, а эволюции без изменчивости, выживания и воспроизводства не бывает…
Литература:
1. Краткий словарь по социологии. Под ред. Д.М. Гвишиани - М., Политиздат, 1988
2. Иваницкий В.В. Понятие биосоциальности// Системные принципы и этологические подходы в изучении популяций. - Пущино, Наука, 1984
3. Энгельгардт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, узнавание - М., Наука, 1977